XS
SM
MD
LG
 Рекомендації з профілактики COVID-19
Государственный Университет Телекоммуникаций

Адрес:
03110, Украина
г. Киев, ул. Соломенская, 7
Контактная информация:
Государственный Университет Телекоммуникаций

Учебные дисциплины

Дисциплина «Физическое воспитание»

Дисциплина преподаётся факультативно для студентов 1 и 2 курсов дневной формы обучения всех направлений подготовки Государственного университета телекоммуникаций.

Обучение физической культуре - это управленческий и педагогический процесс использования средств физической культуры для уменьшения влияния процессов утомления, повышения физической и умственной работоспособности, осуществляется во время учебно-воспитательного процесса, формы и содержание которого определяются особенностями воздействия на студентов условий, характера и организации учебно-научной деятельности.

Целью преподавания дисциплины «Физическое воспитание» является оздоровление студенческой молодежи.

Задачи, решаемые в процессе ее преподавания:

- овладение двигательными умениями и навыками, обеспечивающими безопасную жизнедеятельность человека;

- укрепление здоровья, повышение сопротивляемости организма к действию неблагоприятных факторов внешней среды;

- формирование мотивационных установок студентов на физическое и духовное самосовершенствование;

- повышение психофизиологических возможностей организма студентов;

- профилактика заболеваний и укрепление соматического здоровья студентов;

- оптимизация недельного двигательного режима студентов.

- снижение процессов утомления организма студентов в процессе умственной деятельности средствами активного отдыха;

- индивидуализация оптимальных оздоровительно-тренировочных нагрузок во время занятий физическими упражнениями с оздоровительной направленностью согласно основным рекомендациям Всемирной организации здравоохранения;

- использование занятий физическими упражнениями в борьбе с вредными привычками.

- привлечение студентов разного уровня физической подготовленности, пола, состояния здоровья, в том числе и инвалидов, к активным физкультурно-оздоровительным занятиям.

Дисциплина «СОЦИАЛЬНАЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Цель: предоставление знаний, умений, способностей (компетенций) для осуществления эффективной профессиональной деятельности по специальности, с учетом риска возникновения техногенных аварий и природных опасностей, которые могут повлечь чрезвычайные ситуации и привести к неблагоприятным последствиям на объектах хозяйствования, также обеспечение оптимального управления охраной труда на предприятиях (объектах хозяйственной, экономической и научно-образовательной деятельности), формирования у студентов ответственности за личную и коллективную безопасность и осознание необходимость обязательного выполнения в полном объеме всех мероприятий обеспечения безопасности труда на рабочих местах.

Теоретическая и практическая подготовка по дисциплине СЕБЖ учитывает современные преобразования, которые происходят в законодательстве Украины с учетом новейших разработок и теоретических подходов в сфере безопасности человека как в повседневной жизни так и в условиях производства.

Задача состоит в приобретении студентами знаний, умений и способностей (компетенций) эффективно решать задачи профессиональной деятельности с обязательным учетом требований экологической, личной и коллективной безопасности, охраны труда и обеспечением сохранения жизни, здоровья и работоспособности работников в различных сферах профессиональной деятельности и защиты населения в опасных и чрезвычайных ситуациях, формирование мотивации по усилению личной ответственности за обеспечение гарантированного уровня безопасности функционирования объектов области, материальных и культурных ценностей в рамках научно-обоснованных критериев приемлемого риска.

Согласно требованиям программы учебной дисциплины студенты после её изучения должны продемонстрировать такие результаты обучения:

знания:

  • в сфере культуры безопасности риск-ориентированное мышление, при котором вопросы безопасности, защиты и сохранения окружающей среды рассматриваются как важнейшие приоритеты в жизни и деятельности;
  • современных проблем и главных задач экологии, безопасности жизнедеятельности и охраны труда, умение определить круг своих обязанностей по выполнению задач профессиональной деятельности с учетом риска возникновения опасностей, которые могут повлечь чрезвычайные ситуации и привести к неблагоприятным последствиям на объектах хозяйствования;
  • организационно-правовых мер обеспечения безопасной жизнедеятельности и умение обосновать и обеспечить выполнение в полном объеме мероприятий по экологической, коллективной и личной безопасности;
  • социально-экономических, правовых и организационных основ охраны труда;
  • основ гигиены труда и производственной санитарии;
  • основ производственной и пожарной безопасности.

умения:

· оценить среду обитания по личной безопасности, безопасности коллектива, общества, провести мониторинг опасных ситуаций и обосновать основные подходы и средства сохранения жизни, здоровья и защиты работников в условиях угрозы и возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;

· обеспечить координацию усилий производственного коллектива в предупреждении возникновения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

· способность принимать решения безопасности в пределах своих полномочий.

компетенции:

  • способность ориентироваться в основных методах и системах обеспечения экологической и техногенной безопасности, обоснованно выбирать известные устройства, системы и методы защиты человека и природной среды от опасностей;
  • умение оценить устойчивость функционирования объекта хозяйствования в условиях чрезвычайных ситуаций и обосновать меры по ее повышению;
  • умение обосновать и обеспечить выполнение комплекса работ на объекте по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций, локализации и ликвидации их последствий;
  • способность ориентироваться в основных нормативно-правовых актах в области безопасности с учетом современных преобразований;
  • способность оценивать технологические процессы и оборудование на соответствие требованиям безопасности;
  • обосновывать выбор оптимальных условий и режимов труда в области деятельности на основе современных достижений в сфере охраны труда;
  • выполнять теоретические и практические разработки технических устройств с учетом требований безопасности к оборудованию и технологических процессов;
  • выполнять производственно-технологические функции с обязательным соблюдением и обеспечением всех требований гигиены и безопасности труда.

Все это позволяет:

  • оценивать производственную среду на соответствие санитарно-гигиеническим требованиям;
  • владеть базовыми организационными методами сохранения жизни, здоровья и работоспособности производственного персонала, профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на рабочем месте, в производственном коллективе в объеме, необходимом для выполнения профессиональных обязанностей на первичной должности;
  • осуществлять организационную деятельность в первичном трудовом коллективе (подразделении) с обязательным соблюдением и выполнением требований охраны труда;
  • проводить инструктажи по охране труда на рабочих местах;
  • в проектно-конструкторской деятельности:
  • обеспечивать максимальный уровень безопасности и гигиенических характеристик технологических процессов и оборудования на стадии их создания (проектирование) в пределах своей компетенции.
  • идентифицировать опасные факторы природной и техногенной сред и найти пути предотвращения их поражающих действий используя вероятностные структурно-логические модели;
  • оценивать безопасность технологических процессов и оборудования и обосновать меры по ее повышению;
  • обосновать нормативно-организационные меры обеспечения безопасной эксплуатации технологического оборудования и предупреждать возникновение чрезвычайных ситуаций;
  • в педагогически консультативной деятельности:
  • обосновать и обеспечивать подготовку среди работников и населения по вопросам безопасности жизнедеятельности и действий в чрезвычайных ситуациях;
  • оказать помощь и консультации работникам и населению по практическим вопросам безопасности жизнедеятельности и защиты в чрезвычайных ситуациях;
  • оценивать состояние готовности подразделения к работе в условиях угрозы и возникновения ЧС по установленным критериям и показателям и предоставлять консультации работникам организации (подразделения) по повышению его уровня;
  • анализировать механизмы воздействия опасностей на человека, определять характер взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания с учетом специфики механизма токсического действия опасных веществ, энергетического воздействия и комбинированного действия поражающих факторов.

Практическая и теоретическая составляющая изучения дисциплины
«Социальная и экологическая безопасность жизнедеятельности»

Разработана преподавателями кафедры рабочая программа по изучению дисциплины «Социальная и экологическая безопасность жизнедеятельности» основана на типовых программах МОН Украины по нормативным дисциплинам «Экология», «Безопасность жизнедеятельности» и «Охрана труда».

Более 50% аудиторного времени, отведенного на изучение этой дисциплины охватывает практическая составляющая, что способствует отработке практических навыков по идентификации и оценки опасностей, а также разработки мероприятий по их предупреждению, предотвращению, локализации и уменьшению последствий воздействия опасных ситуаций и аварий различного происхождения. Также следует отметить, что успешное обучение и овладение навыками по дисциплине дает фундаментальную подготовку студентов для прохождения учебной и производственной практики и безопасного обращения в повседневной жизни.

В частности, в 2018 году было обновлено несколько практических занятий по дисциплине, одно из которых посвящено изучению мероприятий по пожарной безопасности в учебном заведении и действиям в случае пожара в многоэтажном здании. В практической части этого занятия студенты знакомятся с планами эвакуации для разных этажей общежития и действием автоматической системы пожаротушения.

Также при преподавании дисциплины практикуется проведение занятий с иностранными студентами по дисциплине СЕБЖ на английском языке, что способствует более глубокому усвоению теоретических базовых основ дисциплины (преподаватель кафедры, доцент Сергеева Л.А.).

Практическая и теоретическая составляющая изучения дисциплины
«Социальная и экологическая безопасность жизнедеятельности
»

№ п/п

Общая, теоретическая составляющая

Практическая составляющая

1

Тема 1. Экология как общая биологическая и гуманитарная наука на грани XX-XXI веков. Основные мировые экологические проблемы современности.

Экология как наука - полноправный компонент естественной и гуманитарной подготовки личности.

2

Тема 2. Категорийно-понятийный аппарат безопасности жизнедеятельности, таксономия опасностей.

Применение риск-ориентированного подхода для построения вероятностно-логических моделей возникновения и развития чрезвычайных ситуаций.

3

Тема 3. Риск как количественная оценка опасностей. Методологические подходы к определению риска.

4

Тема 4. Природные угрозы, характер их проявлений и воздействия на людей, животных, растения, объекты экономики. Социально-политические опасности, их последствия.

Природные угрозы, характер их проявлений и воздействия на людей, животных, растения, объекты экономики.

5

Тема 5. Техногенные опасности и их последствия. Типология аварий на потенциально опасных объектах. Менеджмент безопасности, правовое обеспечение и организационно-функциональная структура защиты населения и административно-территориальных единиц в чрезвычайной ситуации. Управление силами и средствами объекта хозяйствования во время чрезвычайных ситуаций.

Исследование психологической надежности человека в чрезвычайных ситуациях

6

Тема 6. Основы законодательства по охране труда. Правовые и организационные основы охраны труда.

Исследование норм законодательства, правовых и организационных основ охраны труда. Анализ уровня производственного травматизма на предприятии.

7

Тема 7. Вредные и опасные производственные факторы. Классификация и санитарно-гигиенические требования к производственной зоны.

Оценка воздействия химических веществ и пыли на организм работников.

8

Тема 8. Метеорологические условия труда и их роль в жизнедеятельности человека. Вентиляция - как техническое средство нормализации воздуха рабочей зоны.

Исследование и оценка влияния параметров микроклимата на организм работников.

9

Тема 9. Освещение производственных помещений. Методы нормирования.

Исследование и оценка производственного освещения.

10

Тема 10. Виброакустические факторы промышленной среды.

Оценка шума и вибрации на производстве.

11

Тема 11. Электромагнитные излучения и радиационная безопасность.

Оценка уровней ЭМИ РЧ-диапазона и основные принципы защиты персонала и населения в области телекоммуникаций.

12

Тема 12. Электробезопасность. Влияние электрического тока на человека.

Исследование и оценка состояния электробезопасности на рабочих местах.

13

Тема 13. Основы пожарной профилактики на производственных объектах.

Исследование категорирование помещений по взрывопожарной и пожарной опасности и выбор первичных средств пожаротушения.

14

Тема 14. Оказание домедицинской помощи пострадавшим.

Методика оказания домедицинской помощи.

 

Дисциплина «ЗАЩИТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОТРАСЛИ»

Предметом изучения учебной дисциплины «Защита профессиональной деятельности в области» является нормативная база по вопросам охраны труда и гражданской защиты Украины; задачи и организационная структура системы управления охраной труда на предприятии (СУОТП); характеристика вредных и опасных производственных факторов (ВОПФ), которые возникают в различных видах производственных условий; способы и средства коллективной и индивидуальной защиты персонала от их негативного воздействия; задачи и организационная структура гражданской защиты Украины; характеристика очагов поражения, которые возникают в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени; способы и средства защиты населения и территорий от поражающих факторов аварий, катастроф, стихийных бедствий, крупных пожаров и современных средств массового поражения; порядок действий сил гражданской защиты и населения в условиях чрезвычайных ситуаций; назначение приборов радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля и порядок работы с ними, методики прогнозирования возможной радиационной, химической, инженерной обстановки, которая может возникнуть в результате чрезвычайных ситуаций; основы устойчивости работы объектов хозяйствования в чрезвычайных ситуациях; основы организации проведения спасательных и других неотложных работ в очагах поражения.

Теоретический материал по данной дисциплине постоянно обновляется с учетом современных законодательных изменений. Введение в нормативную базу Украины стандартов, гармонизированных с нормативными документами Евросоюза в области эргономики рабочего места пользователей экранных устройств и современное видение риск ориентированного подхода к системам менеджмента безопасности и гигиены труда нашли отражение в лекционном материале и практических занятиях по дисциплине ЗПДГ.

Цель: формирование у будущих специалистов способности творчески мыслить, решать сложные проблемы инновационного характера, принимать продуктивные решения в сфере гражданской защиты (ГЗ), с учетом особенностей будущей профессиональной деятельности выпускников, умений и компетенций для обеспечения эффективного управления охраной труда и улучшение условий труда, с учетом достижений научно-технического прогресса и международного опыта, а также в осознании неразрывного единства успешной профессиональной деятельности с обязательным соблюдением всех требований безопасности труда в отрасли.

Задача: усвоение студентами новейших теорий, методов и технологий по прогнозированию чрезвычайных ситуаций (ЧС), построения моделей их развития, определения уровня риска и обоснование комплекса мероприятий, направленных на предотвращение ЧС, защиты персонала, населения, материальных и культурных ценностей в условиях ЧС, локализации и ликвидации их последствий, обеспечения гарантии сохранения здоровья и работоспособности работников в производственных условиях при осуществлении деятельности по наладке и управлению компьютерными системами и сетями через эффективное использование знаний по охране труда и формирование ответственности у должностных лиц и специалистов за коллективную и собственную безопасность.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен знать:

- нормативную базу по вопросам гражданской защиты и охраны труда;

- алгоритм классификации ЧС и методы оценки обстановки при чрезвычайных ситуациях техногенного, природного, социального и военного характера;

- порядок организации системы управления охраной труда и гражданской защиты в государстве и на объекте хозяйствования (ОХ);

- основные мероприятия ГЗ и порядок их эффективного выполнения;

уметь:

- проводить идентификацию, исследовать условия возникновения и развития ЧС и обеспечения скоординированных действий по их предупреждению в ОХ в соответствии со своими профессиональными обязанностями;

- обеспечивать качественное обучение работников ОХ по вопросам занятости, оказания помощи и консультаций работникам организации (подразделения) по практическим вопросам защиты в ЧС;

- оценивать состояние готовности подразделения к работе в условиях угрозы и возникновения ЧС по установленным критериям и показателям.

Освоив программу учебной дисциплины магистры в соответствующих направлениях подготовки, должны быть способными решать профессиональные задачи с учетом требований ГЗ и обладать следующими главными профессиональными компетенциями для обеспечения реализации указанных задач.

Общекультурные компетенции охватывают:

- умение определить круг своих обязанностей по направлению профессиональной деятельности с учетом задач по ОТ и ГЗ;

- знание методов и инструментария мониторинга ЧС, построения моделей (сценариев) их развития и оценки их социально-экономических последствий;

- способность принимать решения по вопросам ОТ и ГЗ в пределах своих полномочий.

Профессиональные компетенции по виду деятельности включают:

- проведение идентификации, исследования условий возникновения и развития ЧС и обеспечения скоординированных действий по их предупреждению в ОХ в соответствии со своими профессиональными обязанностями;

- избрание и применения методик по прогнозированию и оценке обстановки в зоне ЧС, расчета параметров поражающих факторов источников ЧС, контролируемых и используемых для прогнозирования, определения состава сил, средств и ресурсов для преодоления последствий ЧС;

- понимание, разработка и внедрение превентивных и оперативных (аварийных) мероприятий гражданской защиты;

- интерпретации новейших достижений в теории и практике управления безопасностью в ЧС;

- обеспечение качественного обучения работников ОХ по вопросам занятости, оказания помощи и консультаций работникам организации (подразделения) по практическим вопросам защиты в ЧС;

- оценки состояния готовности подразделения к работе в условиях угрозы и возникновения ЧС по установленным критериям и показателям;

в научно-исследовательской деятельности:

- готовность применять современные методы исследования и анализа рисков, угроз и опасностей на рабочих местах и производственных объектах;

- способность поставить задачу и организовать научные исследования по определению профессиональных, производственных рисков, угроз на рабочих местах.

в технологической деятельности:

- обоснование и разработка безопасных технологий (в области деятельности)

- участие в проведении расследования несчастных случаев, аварий и профессиональных заболеваний;

- разработка и проведение мероприятий по устранению причин несчастных случаев, по ликвидации последствий аварий на производстве.

в организационно-управленческой деятельности:

- внедрение организационных и технических мероприятий с целью улучшения безопасности труда;

- способность и готовность к учету положений законодательных и нормативно-правовых актов по охране труда при выполнении производственных и управленческих функций;

- способность к организации деятельности производственного коллектива с обязательным учетом требований охраны труда;

- управление действиями по предотвращению возникновения несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве;

- внедрение эффективного распределения функций, обязанностей и полномочий по охране труда в производственном коллективе.

в проектной деятельности:

- разработка и внедрение безопасных технологий, выбор оптимальных условий и режимов труда, проектирование образцов техники и рабочих мест на основе современных технологических и научных достижений в области охраны труда.

в педагогической деятельности:

- разработка методического обеспечения, проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда.

в консультационной деятельности:

- оказание помощи и консультации работников по практическим вопросам безопасности труда;

- готовность контролировать выполнение требований охраны труда в организации.

Практическая и теоретическая составляющая изучения дисциплины
«Защита профессиональной деятельности в отрасли»

Практическая составляющая при изучении этой дисциплины достигает 66% аудиторного времени, что способствует отработке практических навыков по внедрению мероприятий по охране труда, и разработке мероприятий в сфере гражданской защиты по снижению последствий воздействия опасных ситуаций и аварий различного происхождения.

Общая, теоретическая составляющая

Практическая составляющая

Анализ уровня заболеваемости на предприятии. Расчет возмещение ущерба пострадавшему в результате производственной травмы.

Расчет с использованием статистического метода анализа показателей производственного травматизма.

Расчет размера выплат пострадавшему в результате производственной травмы (размер утраченного заработка, единовременного пособия, выплат на необходимый уход, возмещения морального ущерба).

Расчет экономической

эффективности мероприятий по улучшению условий труда.

Разработка на основе проведения аттестации рабочих мест мероприятий по улучшению условий труда. Расчета экономической эффективности разработанных мероприятий по охране труда на основе экономии льготных доплат за вредные условия труда.

Проектный расчет рабочего места оператора ПК.

Построение личного профиля физической гармонии.

Проект индивидуального рабочего места пользователя ВДТ.

Проектный расчет системы общего искусственного производственного освещения по коэффициенту использования светового потока.

Выполнение проектного расчета системы общего равномерного искусственного производственного освещения с разработкой плана размещения светотехнических приборов, определением их количества и отклонения от нормируемых параметров.

Проектный расчет системы вентиляции и отопления производственных помещений.

Определение общего количества необходимого объема вентиляции при условии удаления из помещения углекислоты СО2.

Определение размера теплопотерь через ограждения (стены, окна, крыша) и на инфильтрацию.

Расчет требуемой поверхности нагрева калорифера и выбор типа нагревательного устройства.

Проектный расчет системы защитного заземления.

Разработка схемы выносного контурного заземления.

Определение количества и параметров элементов защитного заземления.

Определение уровня и кода чрезвычайной ситуации по словесному описанию сообщения о ней.

Отнесение чрезвычайного происшествия в чрезвычайной ситуации в соответствии с Приказом МЧС Украины от 12.12.2012 г.
№ 1400 «Об утверждении классификационных признаков чрезвычайных ситуаций».

Определение уровня и кода чрезвычайной ситуации в соответствии с постановлением КМУ от 24.03.2004 г. № 368 «368 3.2 классификации чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера по их уровням и «Классификатора чрезвычайных ситуаций ДК 019: 2010».

Защитные сооружения и требования, предъявляемые к ним.

Расчет основных параметров защитных сооружений в соответствии с Законом Украины к строительным нормам.

Определение необходимого количества спасателей и техники для проведения спасательных и аварийно-восстановительных работ на объекте.

Расчет необходимого количества спасателей и техники для проведения спасательных и аварийно-восстановительных работ на объекте.

Прогнозирование последствий утечки (выброса) опасных химических веществ при авариях на промышленных объектах и транспорте.

Прогнозирование масштабов загрязнения при авариях с опасными химическими веществами на промышленных объектах, автомобильном, речном, железнодорожном и трубопроводном транспорте и планирование мероприятий по защите населения.

Определение параметров волны прорыва при разрушении гидротехнического сооружения и количества плавсредств для эвакуации населения из зоны затопления.

Определение параметров волны на заданное расстояние от плотины при ее прорыве (разрушении).

Расчет необходимого количества плавсредств для эвакуации населения из зоны затопления (пункта сбора пострадавших).

Организация и проведение исследований по оценке устойчивости объекта.

Порядок организации и проведения исследований, по оценке устойчивости объекта с целью определения путей повышения устойчивости объектов хозяйствования.

Во время практического обучения по дисциплине ЗПДГ особое внимание уделяется отработке навыков, необходимых человеку при взаимодействии и локализации опасных факторов различного происхождения и алгоритмам действий и защиты населения или персонала объекта хозяйствования (ОП). Эти аспекты рассматриваются во время выполнения расчетов устойчивости ОГ при различных видах угроз.

Анкета вступника
Заповніть анкету та отримайте персональну консультацію від завідуючого кафедрою
Контактна інформація
Ми зв`яжемось з Вами зручним для Вас способом:
Освіта
Вкажіть де Ви навчались\навчаєтесь
Розкажіть про себе
Давайте знайомитись




Контактная информация

Государствений университет телекоммуникаций
Украина, 03680, г. Киев,
ул. Соломенская, 7,
каб. 106 (общежитие)
тел. 249-25-23

Получить консультацию

Ваш запрос на обратный звонок получит заведующий кафедрой
Отправить запрос

Новини

Все новости
Просмотров: 8 091