Математика имеет большое практическое значение, а также играет важную роль как в научном, техническом, экономическом развитии общества, так и в развитии отдельной личности. Те, кто на высоком уровне овладевали математическими инструментами, всегда имели большой потенциал для реализации своих идей и составили стратегический ресурс нации.
В условиях глобализации, информатизации и интеллектуализации общества перед системой высшего образования Украины появляются новые требования к подготовке специалистов инженерных специальностей. Это - и повышение качества умственного труда, формирования умений широкого профиля, и психологическая готовность пополнять свои знания, совершенствовать свою квалификацию, овладевать новейшими технологиями и оборудованием.
В современных условиях, когда поток информации со временем меняется по «двойному» экспоненциальному закону, а современная компьютерная техника развивается стремительными темпами, растет значимость дисциплин математического цикла, которые выступают системно образующим элементом учебно-профессиональной деятельности студентов технического университета, в частности, направления информационно -коммуникационных технологий.
Сегодня, в условиях возрастания роли аналитических исследований, социально-экономических процессов, будущим экономистам, программистам, менеджерам, инженерам нужна глубокая математическая подготовка, которая позволяла применять математические инструменты для исследования широкого круга проблем в своей деятельности, пользоваться программным обеспечением компьютерной техники.
Математика в техническом университете, как правило, изучается на первом-втором курсах обучения и является для студентов одним из самым сложным для усвоения. Одна из причин - абстрактность математики. Математические понятия - лишь более или менее удачные слепки тех или иных реальных объектов. Вторая причина - большой объем материала нужно изучить за достаточно короткие сроки.
В связи с этим, считаем, что обучение математике должно подчиняться следующим целям:
На выполнение следующих требований преподавателями кафедры высшей математики Государственного университета телекоммуникаций было разработано содержание и детализировано по семестрам обучения математике. Все было согласовано с выпускающими кафедрами в соответствии с направлением специальности. Учебно-методическое обеспечение обучения математике - это учебно-методический комплекс дисциплины «Высшая математика». Данный комплекс содержит рабочую программу дисциплины, текст лекций, учебник, учебные пособия, лабораторный практикум, варианты расчетно-графических работ и образцы их решения, типичные трехуровневые контрольные работы, вопросы и задачи к экзамену (зачету), задачи повышенной сложности, тесты.
Особое внимание преподаватели кафедры уделяют привлечению студентов первого и второго курсов к работе в научных кружках кафедры. В этом направлении продуктивно работают каждый семестр новые кружки, в соответствии с интересами студентов. Студенты активно принимали участие в работе кужков: «Компьютерная математика», «Применение высшей математики в менеджменте и предпринимательстве с использованием персонального компьютера», «Применение дискретной математики в кибербезопасности», «Прикладная математика».
В 2020-2021 г.. работает научный кружок «Линейная оптимизация: задачи модели, методы, технологии», руководитель научного кружка - доцент кафедры высшей математики Шевченко Галина Владимировна.
Кафедра ежегодно проводит математические олимпиады среди студентов. В прошлом году в начале марта преподавателями кафедры высшей математики была организована и проведена заочная олимпиада по высшей математике. В ней приняли участие 37 первокурсников.
Ежегодно для студентов кафедра высшей математики организовывает Курсы по вычислительной математике с использованием персонального компьютера. Цель курсов: углубленное изучение высшей математики (вычислительной математики с использованием персонального компьютера). После прохождения курса студентам выдается сертификат университетского образца (при условии положительной сдачи экзамена).
Обучение на Курсах по вычислительной математике с использованием персонального компьютера
С целью обеспечения взаимосвязи между математической и профессиональной подготовкой студентов, реализации процесса преемственности и прикладной направленности большое внимание преподаватели кафедры уделяют научно-исследовательской работе студентов. Это - выполнение мини-проектов в процессе обучения математике: «Применение аналитической геометрии в телекоммуникациях», «Примеры применения дифференциальных уравнений в кибербезопасности», «Применение преобразования Лапласа», «Применение линейной алгебры в программировании» и другие. При изучении темы «Графы» выполняется работа «Проект создания телекоммуникационных сетей минимальной стоимости между городами (университетами, аудиториями и т.п.)». В процессе изучения булевых функций студенты строят схемы из функциональных элементов, представляющих данные функции. В то же время, изучая теорию вероятностей, находят надежность таких систем. Изучение математической статистики базируется на выполнении задания «Проект обработки, анализа и прогнозирования на основании эмпирических данных». Студентам предлагается найти информацию (100 и более чисел) любой природы (желательно своей специальности) или же выполнить экспериментальные исследования.
Студенческие работы
Следует отметить, что большинство студентов составляют программы на разных языках программирования для решения таких же задач с помощью информационно-телекоммуникационных технологий.
Лучшие работы обсуждаются на студенческих конференциях. Отметим, что создание таких проектов (задач прикладного характера) мотивирует наших студентов на изучение математики, формирует интерес к математической деятельности.
Государственный университет телекоммуникаций
Украина, 03680, г. Киев,
ул. Соломенская, 7, каб. 504
Тел. (044) 249–25–03
E-mail: kafedravm@ukr.net